Карта сайта

четверг, 10 января 2013 г.

"Новый журнализм"


“Новый журнализм” возникает в США в середине 1960х гг. Первый текст, написанный в этой манере – статья идеолога и вдохновителя течения журналиста Тома Вулфа в журнале “Эсквайр”. Статья под названием "Вот (Вррум! Вррум!) эта конфетно- оберточная (жжжжжжжжж!) апельсино-кожурная обтекаемая красавица (ррррррр!) появляется из-за поворота (брумммммммммммммм)…” (1963) – отправная точка движения, которое впоследствии осознается как знак существенных культурных и политических перемен и само принесет важные перемены. Пространством новой журналистики станут журналы и книги. В рецензии на первую книгу Вулфа, сборник статей под названием “Конфетно- оберточная апельсино-кожурная обтекаемая красавица” (1965) появляется слово “паражурнализм”. Начинается полемика вокруг “нового журнализма”, не угасшая, кажется, и по сей день. Тем не менее, новое течение завоевывает сторонников и все отчетливее заявляет о себе.
“Новый журнализм” оказывается новой формой, почти в равной степени принадлежащей художественной литературе и публицистике. Руководствуясь принципами литературного натурализма (отступление от которых, по его мнению, завело американскую литературу в тупик), Вулф насыщает публицистическое письмо приемами, применяемыми в художественной литературе, при этом настаивая на фактически достоверном содержании текста. Впрочем, установка на достоверность не означает сохранения заветов “старой” журналистики. Самые главные претензии к Вулфу и другим представителям движения предъявлялись в связи с тем, как те подавали материал – предположительно искажая священное для традиционной журналистики представление об объективности. Вулф считал главным жанром очерк (который потенциально более субъективен, чем всякий другой, потому что предполагает исключительно личное видение) и предпочитал его всем прочим. Но жанр этот был им существенно изменен.
В 1973 г. (когда у “нового журнализма” была уже почти десятилетняя история) выходит подготовленная Вулфом и его соратником Джонсоном антология, в которую входят тексты двадцати одного представителя движения. В предисловии Вулф излагает его принципы и выделяет четыре основополагающих момента, лучше всего движение характеризующих.
Для текста, по Вулфу, важно следующее:
1) Журналист должен наблюдать события лично, не полагаясь на источники, и предельно полно, “посценно”, излагать их.
2) Максимально содержательная передача диалогов создает эффект достоверности и способствует более основательному созданию характеров.
3) Для того, чтобы дать читателю полное представление о происходящем, можно рассказывать от третьего лица, превращая, таким образом, персонаж как бы в героя романа и “обращаясь” с ним соответствующим образом.
4) Для глубины анализа (Вулф называет это “социальным вскрытием”) необходимо подробное наблюдение обстановки.



Комментариев нет: